25 февраля 2015 года, благочинный церквей Куйбышевского округа, настоятель Никольского прихода села Куйбышево иерей Максим Вишневский совершил в храме панихиду по присно поминаемому Мартину, отцу казачьего полковника Дмитрия Мартынова — основателя слободы Мартыновой Голодаевки (ныне село Куйбышево).
За заупокойным богослужением молились казаки станицы Голодаевской и жители села.
По окончании Панихиды отец Максим призвал собравшихся всегда помнить своих предков, ставить их в пример, наследовать их мужество и веру в Бога.
В становлении помещиков Мартыновых важным стало то, что отец красавец - казак, храбрец, отчаянный рубаха оказался по воле начальника ОВД (области войска донского) в составе делегации на коронование принцессы Ангальдт Церебтской (рождения 1729 года) императрицей России в Москве 21 апреля 1762 года.
Однако в первую очередь надеялись землёю дворяне и просто служившие, офицеры, отличившиеся в боях за освобождение южных земель. Усилия императрицы совпали, с желанием донских старшин и ранее всех позаботился о земле для своих сыновей Мартин.
Будучи служащим, Войсковой Канцелярии, имеющим обширные знакомства среди нужных людей он записал за своими, воюющими сыновьями (уже имеющими права на дворянство) богатые земли и леса по реке Миус. Эти земли он присмотрел проезжая их неоднократно по делам Д.Войска в г. Екатеринослав по спорам о земле. Разделительных линий между губерниями тогда ещё не было...
В январе (начало года, серёдка зимы), не смотря на холода зимы, уже 1771 года, Мартин с двумя казаками из охранного отряда Войсковой канцелярии, верхами и уже имея предварительный план полученных земель, отправились на Миус. Прибыв к устью скованной льдом р. Дедовой они устроились в наиболее просторном доме - мазанке... Проживало здесь уже десятка четыре семей, немало было и бобылей. Шли по хатам, собирались группами и Мартин, показывая план с войсковой убеждал в собственности земель и лесов.
Споров не было, и договорились - все будут жить, где живут, распахивать, сколько хотят, сеять сколько смогут.
Однако треть урожая будут ссыпать хозяину земли.
Мартин не хотел тревожить живущих здесь беглых, казаков - запорожцев и донских. Земля то земля, то давалась для устройства хуторов и её быстрейшего освоения. А когда сын Дмитрий вернётся со службы (за ним были записаны местные земли и леса) ему будет виднее что и как делать.
Ну а местным жителям, живущим, здесь не в ладах с законом просто деваться было не куда - и зима, и привыкли к этим прекрасным местам. Отогревшись через пару дней, переписав мужиков посёлка, Мартин с казаками отправились домой в Черкасск...
На другой год, Осенью Мартин снова побывал на берегах Миуса и Дедовой. Организовал отправку в Таганрог своей доли урожая. Выбрал место для постройки господского дома со служащими. Разрешил просьбу жителей пользоваться лесом для построек и для дров зимой, записал ещё полтора десятка беглых (и им было спокойнее за спиной полковника), дождался выручки из Таганрога и уехал в Черкасск...
В начале 1774 года сын Мартина Дмитрий, уже в чине полковника, отпущенный из армии «по прошении его за болезнью и для поправления домашней экономии» командующим графом Румянцевым прибыл в Черкасск...
Браком Мартина Васильевича, принявшего прозвание Мартынова, с Евдокией Кондратьевною, урождённой Долгановой, осталась фамилия Мартыновых, происходящая, по Мартыну Васильевичу от народов, в то время место около Риги и Ревеля занимаемых»!
Говоря, своими словами старший сын Мартина и Евдокии Дмитрий Мартынович и основал своё дворянское гнездо на местах нынешних угодий хозяйств Куйбышевского Поселения.
|