Приход
[148]
Новости Свято-Никольского прихода
|
Воскресная школа
[24]
Новости воскресной школы
|
Лекторий [51] |
Строительство [13] |
Район [37] |
Доклад митрополита Меркурия. | 23:06 |
«Духовно-нравственные
ценности казачества и их идентификация в образовательном пространстве: опыт
Ростовской митрополии» Доклад митрополита Меркурия Ваше Святейшество! Уважаемый Александр Дмитриевич, высокое собрание! Исторически сложилось
так, что Донское казачье войско было самым многочисленным в России. Оно
единственное располагало собственным территориально- административным
образованием, включающим в себя части территорий Ростовской, Волгоградской
областей, Краснодарского края, Республики Калмыкия, Украины. В настоящее время
⅔ исторической территории Всевеликого войска Донского входит в состав
Ростовской области. В течение последних двадцати лет численность казачьего
населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей
численности населения региона. На 1 января 2013 года численность казачьих
обществ Войска Донского на территории Ростовской области составила более 80
тысяч человек. Потому, говоря о взаимодействии Донской митрополии и
казачества. встречающихся сложностях и возможных путях их решения на Дону,
можно сказать и об их проекции в масштабах всей страны. Особо мне хотелось бы сказать об основополагающем, ключевом
моменте становления казака – его религиозном образовании и духовно-нравственном
воспитании в соответствии с казачьей традицией, укорененной в Православии. Система казачьего образования В настоящее время на территории Донской митрополии общими
усилиями мы пытаемся сформировать целостную систему казачьего образования,
основывающуюся на внедрении инновационных методик и технологий патриотического
и гражданского воспитания, опирающихся на казачьи традиции и
культурно-исторические особенности Донского края. Функционируют 212
образовательных организаций, численность обучающихся в которых достигает 30
тысяч человек. Изучение казачьего компонента начинается с детского сада, затем
продолжается в общеобразовательной школе, имеющей статус «казачья». В митрополии более 20 муниципальных «казачьих» детских
садов, которые разработали и реализуют программы духовно-нравственного
воспитания и патриотического воспитания. Подчеркну — вступающий в действие с 1 января 2014 года
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
предусматривает введение духовно-нравственного компонента в программы
дошкольных образовательных организаций, и содержит такие понятия, как усвоение
нравственных ценностей, развитие любви к Отечеству. Наша общая задача —
обеспечить внесение лучших программ дошкольного образования с интегрированным
духовно-нравственным компонентом в Реестр образовательных программ Министерства
образования РФ для использования их другими дошкольными организациями. Заканчивая первую ступень образования, ребенок имеет право
выбора: продолжить обучение в общеобразовательной школе, либо поступить в
кадетский казачий корпус. Вообще, казачьи кадетские корпуса по праву являются
ценностью Донского края. Шесть корпусов в Ростовской области и два в
Волгоградской — это более 1500 воспитанников, которые составляют кадровый
резерв Российской Армии и государственной службы. С 2013 по 2020 год государство планирует увеличить сеть
казачьих кадетских корпусов вдвое. В 2014 году планируется открыть казачий
кадетский корпус в поселке Орловский Орловского района и морской казачий
кадетский корпус в г. Таганроге. Для более эффективной работы в казачьих кадетских корпусах
между Донской митрополией и Департаментом по делам казачества и кадетских
учебных заведений Ростовской области был подписан план совместных мероприятий в
сфере духовно-нравственного воспитания на нынешний учебный год. Введенный на Федеральном уровне курс «ОРКСЭ» преподаваемый в
4-х классах явно не достаточен для воспитания казака. Во всех казачьих
кадетских корпусах в качестве факультатива (по выбору учащихся) с 5 по 9
классы, расширенно преподается курс «Основ Православной Культуры». В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в
РФ» общеобразовательные организации, в том числе муниципальные и
государственные, к которым относятся и кадетские корпуса, имеют право
реализовывать курс ОРКСЭ на профильном, углубленном уровне, в рамках основных
образовательных программ. Кроме того, в казачьих корпусах возможно преподавание не только религиозной культуры в
расширенном варианте, но и вероучительных дисциплин вне рамок образовательных
программ, что прямо подтверждается письмами Минобразования РФ. Кроме того,
одной из форм обучения детей основам вероучения может стать дополнительное
обучение кадетов в приходских воскресных школах, где они могли бы приобщиться к
литургической жизни Церкви и получить начальные богословские знания. Таким
образом, казачьи кадетские образовательные организации, используя закрепленную
в законе самостоятельность при формировании образовательной программы школы, на
основании решения коллегиального органа управления образовательной организации
и с учетом согласия родителей, имеют все реальные возможности реализовывать
полноценное православное образование и воспитание. Конечно, при таком объеме работы остро стоит вопрос о
подготовке квалифицированных преподавателей. Первой попыткой подойти к решению
этого вопроса стали, специальные обучающие семинары для преподавателей Основ
православной культуры, работающих в системе казачьего образования которые
проводятся по инициативе Отдела религиозного образования и катехизации
Ростовской-на-Дону епархии на базе Аксайского казачьего кадетского корпуса. Но,
это капля в море. Вопрос полноценной подготовки специалистов по преподаванию
Основ православной культуры и вероучительных дисциплин в казачьих кадетских
корпусах необходимо решать целенаправленно, при полном понимании его важности и
поддержки со стороны Департамента по делам казачества. Еще одним направлением развития образовательных инициатив
Церкви является привлечение воспитанников казачьих учебных организаций к
участию в конкурсах и фестивалях: «Красота Божьего мира», в олимпиаде по
Основам православной культуры; в региональных конкурсах: на Дону это конкурс
творческих работ имени Святителя Димитрия Ростовского, смотр-конкурс «Свет
Христова Рождества», фестиваль документальных фильмов духовно-нравственного
содержания «Воинство Небесное и земное». Донская Духовная семинария: подготовка духовников и
просветительские курсы для командного состава Особое место в жизни казачьих обществ занимают духовники.
Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде,
священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться
в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. С 1 марта текущего года между Департаментом по делам
казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской Духовной
семинарией и войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» было
подписано Соглашение о сотрудничестве. Данное Соглашение закрепляет возможность
совместного информационного, организационного и методического обеспечения для
подготовки воспитанников кадетских корпусов, относящихся к ведению Всевеликого
войска Донского, к поступлению в Донскую Духовную семинарию для последующего их
служения в качестве казачьих священников. Донская Духовная семинария совместно с Департаментом по
делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
организовывает специальные программы по подготовке казачьих священников.
Специально для этого был разработан курс «История Донского казачества с древнейших
времен до начала XXI века». В основу этого предмета положен апробированный
учебный курс «История Донского казачества» под редакцией авторского коллектива,
состоящего из сотрудников ряда ростовских ВУЗов. Благодаря данным инициативам Департамент по делам казачества
и Донская Духовная семинария имеют возможность осуществлять совместные
духовно-просветительские проекты, проводить культурные, патриотические,
духовно-воспитательные мероприятия. Говоря о вопросах богословского образования будущих казачьих
священников, мы обязаны обратить внимание и на еще одну, может быть самую
острую проблему дня сегодняшнего - на религиозное образование командного
состава казачьих округов. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров
уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного
участия в литургической жизни Церкви — далеки от идеала. Атаман всегда был
примером для войска. Этот пример, как все мы понимаем, может быть либо высоко-нравственным,
либо наоборот. Пытаясь приблизиться к решению эту проблемы в рамках
деятельности Богословско-катехизаторских курсов при Донской Духовной семинарии,
был разработан специальный курс, занятия в рамках которого направлены на
знакомство сотрудников Департамента по делам казачества, казачьих атаманов, а
также представителей командного состава казачьих округов с основами
православного вероучения, богослужения и духовной жизни. Программа курсов
включает богословские, литургические и исторические лекции, а также
практические семинары, которые проводятся силами профессорско-преподавательской
корпорации семинарии и специально приглашенными специалистами Департамента по
делам казачества и кадетских учебных заведений. Строительство храмов и часовен Важной задачей для духовников казачьих кадетских корпусов
является строительство часовен на их территории. На сегодняшний день в Донской
митрополии ведется строительство часовен в Аксайском и Белокалитвенском
кадетских корпусах. В Шахтинском кадетском корпусе воздвигнут храм в честь
страстотерпца цесаревича Алексия. Эта же задача решается в Новочеркасске и
Азове. Казаки принимают посильное участие в восстановлении многих храмов на
территории Донской митрополии. 11 ноября 2012 года в городе Азове был освящен
казачий полковой храм в честь Азовской иконы Божией Матери, в этом же городе
при поддержке казачества ведется подготовка к восстановлению Соборного
Успенского храма Азова. Но, и здесь есть определенные трудности. Согласно
закону об образовании наличие религиозных или культовых сооружений на
территории учебных заведений не допускается. И кадетские корпуса не исключение.
Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы
позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных
заведений со статусом «казачий». Думается, что Ситнодальному отделу
религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам
казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого
противоречия в воспитательном процессе казачества. Заключение Хотел бы отметить, что в деле религиозного образования
казачества мы находимся только в начале пути. Для достижения поставленных целей
необходимо тесное взаимодействие Церкви, общества и государства, а именно:
действенная поддержка со стороны Совета при Президенте, Департаментов по делам
казачества, профильных министерств и ведомств, зачастую и финансовая. И в завершение своего доклада, не просто подчеркиваю, но
голос возвышаю (!) — без религиозного просвещения на всех уровнях – возрождение
подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной
православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей
культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового. | |
Категория: Приход | Просмотров: 616 | Добавил: andro72 |
Всего комментариев: 0 | |