Диссиде́нт (лат. dissidens — несогласный) — человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официальными установлениями в стране, где он живёт; политически инакомыслящий. Зачастую это приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям его со стороны властей.
В религиозном значении В Англии XVII—XVIII веков термин «диссиденты» или «диссентеры» (en. dissenters) применялся к членам протестантских групп, противостоявших Англиканской церкви: пуританам, квакерам и т. п. Также они назывались нонконформистами.
В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий (великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии (pax inter dissidentes de religione)), что было осуществлено на конвокационном сейме 1573 г. в акте Варшавской генеральной конференции.
Затем слово «диссиденты» стало обозначать только некатоликов. Еще ранее значение этого слова сузилось иным образом: после Брестской унии 1596 г. не принявших ее православных в Польше стали называть дизунитами (dyzunity), и название «диссиденты» осталось только за последователями протестантского исповедания, хотя вне Польши (в частности, в России) православных в Польше продолжали именовать диссидентами.
В политическом значении
В СССР и Восточной Европе
Основные статьи: Диссиденты в СССР, Правозащитное движение в СССР
В 1960-е годы был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистско-ленинской идеологии, а апеллировало к советским законам (см. правозащитник) и официально провозглашаемым ценностям. Термин сначала стал применяться на Западе, а затем и самими инакомыслящими.
С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий Василий Ерну в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент — продукт коллаборационизма между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство — «творчество, своего рода общий язык, поддерживаемый обеими сторонами».
Большинство жителей СССР не имело и не интересовалось информацией о деятельности диссидентов. Как следствие, тысячи диссидентских изданий были почти незаметны в миллионных тиражах официальной литературы. Среди же тех, кто такую информацию имел, отношение было неоднозначным. По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня, …отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п.
В Российской Федерации
По поводу корректности применения термина «диссидент» в современной России существуют разногласия. Так, в дискуссии на Радио «Свобода» 19 октября 2007 Андрей Бабицкий говорит о «новых диссидентах», а Владимир Голышев ему оппонирует: «Несогласный — это человек, который сам себя идентифицирует через отрицание окружающего. Диссидент, он не отрицает, он себя выключает — это две большие разницы.» С этим не согласен Бабицкий (его поддерживают Александр Даниэль и Валерия Новодворская): «В советских условиях диссидентское движение было именно движением ненасильственного сопротивления, не просто неучастия.» Итог дискуссии подвёл участник диссидентского движения 1970-х годов Владимир Тольц:
Я думаю, что если сейчас оно <слово> находит новую жизнь, то это от жизни зависит и словоупотребление найдется, уточнится в процессе.
По материалам WIKI
---------------------------------------------
Хотелось бы рассмотреть политическое значени с религиозной точки зрения.
В писании сказано "Вся власть от Бога"
Диссидент протестует тем или иным образом против власти т.е. он идет против Бога.
Как же можно не хулить нашу прогнившую власть, скажете Вы !
Власть нынче от верхов до низов вся прогнила и продалась золотому тельцу!
Однако мы ее сами такую сделали! - Коррупция начинается снизу с тех, кто взятки дает!
Избавиться от такой власти протестуя не выйдет!
Как Вы считаете?