"Аз на cиe родился, и на сие пришел в Mip,
да свидетельствую истину:
и всяк, иже есть от истины,
послушает гласа Моего" (Ин. 18, 37). Чрезвычайно знаменательно то, что первая седмица Великого Поста заключается праздником в честь св. Православия. И надо пожалеть о том, что во дни нашего безвременья это славное празднество часто не совершается с достодолжной торжественностью. Причина этого та, что очень многие в наше время, даже из числа священнослужителей, не отдают ceбe ясного отчета в том, что такое Православие — чем оно нам так дорого, почему мы должны так высоко ценить его и хранить, как величайшее сокровище наше.
Широко-распространенное, «ходячее» мнение наших дней — то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства, наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными.
Но думать так — это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.
Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и безпристрастно основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство — та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий (Ин. 18, 37).
Исконный враг человеческого спасения диавол еще в яслях, как мы знаем, вознамерился погубить нашего Спасителя, дабы воспрепятствовать Ему совершить дело нашего спасения. Когда ему это не удалось, он всю злобу свою воздвиг на Него, использовав орудием для себя гордость, тщеславие, властолюбие и честолюбие иудейских первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев.
Когда и эти злые ухищрения его рушились, и самая власть его была попрана Воскресением Христовым, он сначала чрез иудеев, а затем и чрез язычников поднял жесточайшие кровавые гонения на последователей Христовых, в надежде стереть христианство с лица земли. Но и эти козни врага не увенчались успехом, — даже наоборот: христианство сделалось в тогдашнем культурном греко-римском мире господствующим вероисповеданием.
Лукавый враг воздвиг тогда новую брань против той Божественной Истины, которую принес на землю, для спасения людей, воплотившийся Сын Божий, — брань, несравненно более трудную и опасную.
По его наущению люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще св. Апостол Павел (Деян. 20, 30), возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные чисто человеческие домыслы и соображения на место Богооткровенной Истины.
Так возникли ереси и расколы, которые грозили изнутри подорвать животворную и спасительную для людей силу Христова учения, подменив Истину ложью.
Для изобличения и осуждения этих ересей-лжеучений и расколов, «блюстители» Божественной Истины, преемники Св. Апостолов, Отцы Церкви — Епископы стали съезжаться на Соборы — Поместные и Вселенские, дабы вселенским "соборным" разумом уяснить и определить раз навсегда для всех христиан обязательное и неизменное учение Церкви, установив, как веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (Св. Викентий Лиринский).
Тогда-то, истинная христианская вера — правая вера, в отличие от ересей и сект, также именовавших себя "христианскими", стала называться «православной».
Итак, вот что такое Православие!
Православие — это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом-Спасителем: это — сохраненное во всей чистоте н неповрежденности подлинное Учение Христово о веpе и благочестии ( — жизни по вере), изложенное Св. Апостолами в Священном Писании, тщательно изъясненное и истолкованное их законными преемниками — Мужами Апостольскими, святыми Отцами и учителями Церкви в Священном Предании нашей Православно-кафолической Восточной Церкви, которая одна только, как ничего не изменившая в этом учении, и поныне, по всей справедливости, именуется «Церковью Православной» .
К несчастно, в наше время настолько утрачен живой интерес к возвышенным истинам веры и правильное понимание их, а особенно — приложение их к жизни, называемое обыкновенно «благочестием», — что мнoгиe искренно думают, будто вся разница между Православием и другими исповеданиями заключается только в обрядах, а так как «обряды», мол, — «дело второстепенное, а Бог — Один», то не все ли равно, к какому вероисповеданию принадлежать: «лишь бы веровать в Бога и быть хорошим человеком».
Таково модное, ходячее мнение.
Но так ли это?
Бог — Один, Христос — Один, а вера почему-то не одна: вер разных — много.
Если Бог — Один, то могут ли все эти разные веры быть одинаково-истинными и, следовательно, одинаково-спасительными?
Ведь если «Бог — Один и Христос — Одинъ, то разве не обязываете это и всех искренно-верующих во Христа, чтобы и все, касающееся их веры и благочестия, было у них тоже одно: одинаковое, а не разное?
Эту истину как раз и утверждает Слово Божие, говоря: «Един Господь, Едина Вер а, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5-6).
Разве создал Господь много разных Церквей ?
Разве не сказал Он ясно и определенно: «созижду Церковь Мою - именно одну Церковь, а не много разных церквей! — и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18)?
Неужели можем мы считать эти слова Спасителя нашего ложными, неоправдавшимися, кощунственно признавая, что «врата адова» все же «одолели Церковь», разбив ее на множество разных церквей?
Да не будет!
Не позволим себе такой страшной хулы на Сына Божия!
Только одна — одна единственная Церковь основана Воплотившимся Единородным Сыном Божиим для спасения людей: она одна. основанная Им Самим, а не обыкновенными грешными людьми, существовала всегда, существует теперь и будет неизменно существовать до скончания вeкa.
Что тут может быть неясного?
Надо только твердо веровать в это и не мудрствовать лукаво!
А вот от этого-то «лукавого мудрования» и появилось на свет такое множество всяких лже-церквей и «деноминаций», которые самоуверенно заявляют претензию на обладание Истиной, не имея её, а зачастую проповедуя явную ложь и всевозможные вымыслы, льстящие испорченному человеческому сердцу.
Истинная Церковь вся есть Истина, и нет и не может быть в Ней ни тени какой бы то ни было лжи или заблуждения. Отдельные члены Церкви, вплоть до самых высоко стоящих иерархов, могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом — никогда.
Она, и только Она одна, Истинная Церковь — Непогрешима.
Это потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Её — Сам Господь Иисус Христос (Матф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16-17).
Это утверждение наше не голословно, ибо основано на ясном учении Слова Божия: «Церковь Бога Жива — Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15) — так говорить великий Апостол языков св. Павел.
Кто лжет или впадает и заблуждение, тот невидимым судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нея, тем самым теряя надежду спасения и может опять возсоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.
Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней.
Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений .
Об этом ясно говорить св. Апостол Павел, наставляя первых христиан: «Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения (= вопреки учению), ему же вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковы бо Господеви нашему Ииcycy Христу не работают но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (то есть: ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных) ( Рим. 16. 17-18)».
«Да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни (то есть: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны): Ничтоже по рвению, или тщеславию» (ничего не делайте по любопрению или по тщеславию), но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще» (Фил. 2, 2-3).
Как же выглядит теперь столь модное ныне движение «экуменизма», с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия?
Не есть ли оно — сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней?
Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорить о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам:
«Аще кто приходить к вам, и сего учения (то есть: учения, проповеданного св. Апостолами) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите» (то есть: не приветствуйте его — 2 Ин. ст. 10) .
«Еретика человека, по первом н втором наказании (после первого и второго вразумления) отрекайся» (отвращайся — Тит. 3, 10).
Так ли поступают современные «христиане» — или они «стыдятся» требований Слова Божия, как "устарелых", «отставших от века», недостаточно «прогрессивных»?
Вот почему лгут на Истину все эти «экуменисты» и всякого рода современные «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: правду с беззаконием, свет со тьмою, Христа с Велиаром, верного с неверным (2 Кор, 6, 14-15).
Что сказать нам, после этого, о иерархах, возглавителях и духовных руководителях современных Поместных Православных Церквей, которые вступили в «экуменическое движение» и стали полноправными членами и активными деятелями «Mipoвoгo Совета Церквей»?
Вправе ли они еще считать себя православными?
Мы не говорим уже о целом ряд канонических правил Православной Церкви, воспрещающих молитвенное общение с еретиками, за что полагается отлучениe от Церкви, а епископам и клирикам — извержение из сана (см. Апостольские правила 45, 46 и 65 и Лаод. соб. 32, 33 и 37), ибо многие сейчас считают, что каноны вообще «отстали» от далеко «ушедшей вперед» жизни, и надо все их отменить или переделать так, чтобы ни для кого не было никаких стеснений и каждый мог делать все, что ему заблагоразсудится — в свое удовольствие.
А если принять во внимание то, что мнoгиe из возглавителей этих церквей, представители иepapxии и духовенства, не говоря уже о рядовых мирянах, вступают теперь даже в антихристианские организации или открыто провозглашают атеистическую богоборческую власть «властью от Бога», коей нужно повиноваться «не за страх, а за совесть», предоставляя себя в полное услужение врагам Христовым и делая себя их послушным орудием, то становится и совсем страшно.
До чего мы дожили?!
И можно ли закрывать глаза на все это и безпечно убаюкивать себя и других, уверяя, что ничего, мол, ocoбенного в этом нет, что так, мол, «всегда было» ?
Кое-что, может быть, и было, но не так, не в таких огромных, можно сказать, всеобъемлющих масштабах!, когда и здорового места почти не остается, и честный искренний христианин не знает, куда и с кем ему идти, кому можно довериться, нe будучи в состоянии, после продолжительной многовековой борьбы, просто уничтожить Церковь, темные сатанинские силы, в наши дни, с особой ожесточенной энергией, устремились на Церковь, пытаясь овладеть Ею изнутри, дабы использовать Ее, в лиц Её податливых служителей, в своих целях. Оскудение веры к истинной христианской любви помогает этому, а тщеславная погоня за рекламой и суетной славой и искание материальной выгоды прямо идет навстречу этим сатанинским планам.
И вот, в результате, та печальная картина, которую мы теперь наблюдаем: соль обуевает.
Забывают многие в наше время, что Церковь есть Церковь: что Она не какое-либо земное, человеческое учреждение, а учреждение Божественное, высочайшее назначена которого есть cпaceниe души в жизнь вечную, что в ней — не место какой-либо «политике» или «дипломатии» и недопустимо кривить душой, попирая совесть, во имя каких бы то ни было чисто-земных целей, хотя бы и прикрывались они лживо фальшивыми лозунгами "мира всего мiра", «всеобщего блага» и даже мнимой «христианской любви» и «смирения», что сейчас так в моде.
Вся эта современная фальшь и шумиха и увлечение какой-то "высшей политикой" и "тайной дипломатией", к чему усиленно теперь привлекаются не только рядовые, но и высшие служители Церкви, ставят себе задачей не что иное, как подготовку будущего мiрового владычества Антихриста, который должен возглавить единую (объединенную из всех религий Mipa) лжецерковь и единое всемирное (объединенное из всех национальностей) государство.
Нет поэтому ничего удивительного, что в наши дни называться просто "православными" стало уже недостаточно, невполне определительно, и вот почему все истинно-верующие на нашей страждущей Родине называют теперь себя «истинно- православными христианами», желая подчеркнуть, что они не принадлежат к формальной «Православной Церкви», погрешившей против истинного христианства своим противоестественным союзом с врагами Христа-Спасителя.
И если учесть, что происходит сейчас с «православными христианами» в так называемом "свободном Mipе", где господствует «экуменизм» и где все почти уже объединились в составе так наз. «Mipoвoго Совета Церквей», то нельзя не согласиться, что такое, более точное наименование «истинно-православные» уместно и здесь — в отличие от тех, которые, называя себя «православными», фактически уже отреклись от Православия, сохранив лишь одну внешнюю видимость его.
Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми!
А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают, — «православные» только по имени.
И вновь и вновь, невольно вспоминаются нам подлинно пророческие слова нашего дивного российского святителя Феофана, Вышенского Затворника, о том, как будет в последние времена:
«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступление истинное» (Толк. на посл. к Солунянам стр. 492).
Не наблюдаем ли мы нечто подобное уже и теперь?
Ведь Православие не есть что-то отвлеченное Православие это не только вера, но и жизнь по вере — жизнь, согласная с верой, которая называется обычно благочестием.
И вот, весьма характерно, что все эти современные модернисты-экуменисты, еще называющие себя «православными», с каким-то самодовольным легкомыслием отбрасывают все подвижнические установления св, Церкви, в коих наиболее полно и ярко выражается дух православного благочестия, как напр., подвиг воздержания, поста душевного и телесного.
А для нас, остающихся верными истинному Православию, не может не быть особенно знаменательным и высоко поучительным именно то, что праздник Торжества Православия как бы увенчивает собою первую, наиболее строгую седмицу Великого Поста.
Будем же стремиться к подвигу, в котором как раз и выражается существо нашей православно-христианской веры, которая есть подвиг подражания Христу в крестоношении и самораспятии (см. 1 Петр. 2, 21; 1 Кор. 9, 25-27 и Гал. 5, 24), — веры подвижнической. А подвизаясь законно, как учить Слово Божие, будем все претерпевать за Истину, не отступая от нее, как это делают теперь многие, по малодушию или из какой-либо корысти.
И будем твердо помнить: где нет подвига. где нет стояния за истину — там нет и Православия — нет истинной веры в Бога и во Христа Его. Аминь.